Неточные совпадения
— Но мы стоим за
принцип, за идеал! — звучным басом возражал Песцов. — Женщина хочет иметь
право быть независимою, образованною. Она стеснена, подавлена сознанием невозможности этого.
Ему страх как захотелось увидеть Веру опять наедине, единственно затем, чтоб только «великодушно» сознаться, как он был глуп, неверен своим
принципам, чтоб изгладить первое, невыгодное впечатление и занять по
праву место друга — покорить ее гордый умишко, выиграть доверие.
Симон Картинкин был атавистическое произведение крепостного
права, человек забитый, без образования, без
принципов, без религии даже. Евфимья была его любовница и жертва наследственности. В ней были заметны все признаки дегенератной личности. Главной же двигательной пружиной преступления была Маслова, представляющая в самых низких его представителях явление декадентства.
Демократия не может быть в
принципе, в идее ограничена сословными и классовыми привилегиями, внешне-общественными аристократиями, но она должна быть ограничена
правами бесконечной духовной природы человеческой личности и нации, ограничена истинным подбором качеств.
Единственный примиримый с христианством
принцип есть утверждение неотъемлемых
прав человека.
«
Правым» я называю отрицание или умаление человечности и организацию общества на
принципе бесчеловечных коллективных реальностей, получивших силу традиции.
Преследования и принуждения в делах веры и совести невозможны и нецерковны не в силу
права свободы совести или формального
принципа веротерпимости, что не важно и не относится к сущности религии, а в силу долга свободы, обязанности нести бремя, в силу того, что свобода есть сущность христианства.
Раньше, когда приходили брать его за какое-нибудь воровство, он покорялся беспрекословно и сам шел в волость, чтобы получить соответствующую порцию горячих, а теперь защищался из
принципа, — он чувствовал за собой
право на существование, — да и защищал он, главным образом, не себя, а Феклисту.
Подписи не было, но тотчас же под последнею строкою начиналась приписка бойкою мужскою рукою: «Так как вследствие особенностей женского организма каждая женщина имеет
право иногда быть пошлою и надоедливою, то я смотрю на ваше письмо как на проявление патологического состояния вашего организма и не придаю ему никакого значения; но если вы и через несколько дней будете рассуждать точно так же, то придется думать, что у вас есть та двойственность в
принципах, встречая которую в человеке от него нужно удаляться.
Вы вчера говорили об узкости национальных интересов и о стремлении вашей секты дать человечеству широкие, равные
права и уничтожить
принципы семьи.
Они лгут, как говорилось когда-то, при крепостном
праве, «пур ле жанс», нимало не отрицая ненужности
принципа обуздания в отношении к себе и людям своего круга.
Но разве он имел бы
право поступать со мною так, как он поступил, если б был действительный и сознательный поборник
принципа собственности?
Мы оба требуем от масс подчинения, а во имя чего мы этого требуем — во имя ли
принципов «порядка» или во имя"жизни духа" —
право, это еще не суть важно, Blanc bonnet, bonnet Blanc [Что в лоб, что по лбу (франц.)] — вот и всё.
Это говорилось еще задолго до слухов об эмансипации, и я положительно не понимал, откуда мог набраться Валерушка таких несвойственных казенному заведению «
принципов». Вероятно, они циркулировали в его семействе, которое безвыездно жило в деревне и играло в"своем месте"значительную роль. С своей стороны, помнится, я относился к этим заявлениям довольно равнодушно, тем более что мысль о возможности упразднения крепостного
права в то время даже мельком не заходила мне в голову.
Средний человек не прочь даже, в видах самооправдания, сослаться на ненормальность самоотверженности вообще и в
принципе будет, пожалуй,
прав.
Следовательно, если вы приобретете себе исключительное
право ходить в баню, то ясно, что этим самым приобретете и исключительное
право опрятности; ясно, что на вас будут указывать и говорить: «Вот люди, которые имеют
право ходить в баню, тогда как прочие их соотечественники вынуждены соскабливать с себя грязь ножом или стеклом!» Ясно, что у вас будет
принцип!
Известно, что при Екатерине у нас не только не хотели отказываться от
принципа крепостного
права, но еще распространяли его значение.
Их еще смущает
принцип, а между тем жизнь уже сильнее предъявляет над ними свои
права, нежели над людьми прошлого поколения; оттого они часто и шатаются в обе стороны и ничему не могут отдаться всей силой души.
Николай. Думаю, что брат
прав. Необходимо твердо держаться строго определенных
принципов, если нам дорога культура.
Венеровский(один).Что, посмеялись надо мной?… хе, хе! Нет, мы не Твердынский, чтоб гонять их вон. Правду говорил Беклешов, что для дела с этими людьми надо отречься от всех
принципов. Я слишком был честен с ними. Но, впрочем, женщина свободна, и я не признаю никаких
прав на нее. Да, вот еще дарственная запись на ее именье.
В добродушном [тоне рассказчицы нам слышится уже не раздраженный, озлобленный памфлетизм, не страстная борьба, а спокойный, нелицеприятный, торжественный суд истории над самой сущностью, над
принципом крепостного
права.
Для этих миллионов дело идет не о какой-нибудь прибавке к
правам, которые они уже приобрели прежде, а чисто-начисто о создании хоть каких-нибудь
прав, потому что под влиянием крепостного
принципа они, если не de jure, то de facto, не имели вовсе никаких.
И это тоже служит для нас свидетельством, как для простого, здорового человека, раз почувствовавшего свою личность [и ее
права], несносна жизнь бесплодная, бесполезная, автоматическая, [без
принципов и стремлений], без смысла и правды, жизнь, подобная той, какую проводят, например, игрушечкины господа и многие другие в том же роде.
Моралисты утверждали, что все это от растленности человеческого рода и от помрачения ума его; другие, напротив, кричали, что теория будто бы идеальной организации, состоящая в обезличении человека, противна естественным требованиям человеческой природы и потому должна быть отвергнута, как негодная, и уступить место другой, признающей все
права личности и
принцип бесконечного развития, бесконечного шествия вперед, то есть прогресса, в противоположность застою.
При этом
принципе никакие философские размышления о
правах человека, никакие экономические соображения о труде, задельной плате и т. п. не могли иметь места.
Совершив, в силу роковой ограниченности своей, ошибку в оценке частных проявлений теократического
принципа, оно осталось вполне
правым в общем определении религиозной природы власти, и его прозрения заслуживают здесь глубокого, проникновенного внимания.
Чтобы доказать себе, что он «смеет», Раскольников убивает старуху процентщицу. «Я не человека убил, я
принцип убил… Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая, или
право имею?»
Беда в том, что молодость имеет свои
права, а наше мышление в
принципе ничего не имеет против этих
прав, хороши ли они или отвратительны.
Идея ада должна быть совершенно освобождена от всех ассоциаций, связанных с перенесением на небо
принципов уголовного
права.
Единственный
принцип в государстве, который связан с абсолютной правдой, есть
принцип субъективных
прав человеческой личности, свободы духа, свободы совести, свободы мысли и слова, который и монархия, и демократия, и все формы государства имеют тенденцию нарушать.
Это антихристианский и безбожный
принцип — допускать, что какому-нибудь человеку и какому-нибудь организованному соединению людей принадлежит абсолютное
право собственности над материальным миром.
Поразительнее всего, что в русском крестьянстве, жившем в условиях крепостного
права, лишенном элементарного просвещения, Герцен видел бóльшую выраженность
принципа личности, бóльшую цельность индивидуальности, чем у европейского человека, ставшего мещанином.
Признание религии частным делом, т. е. признание субъективного
права свободы совести, есть обычный параграф либерально-демократических программ, и этот
принцип взят социал-демократией из либеральной демократии.
Новое либерально-демократическое правительство, которое пришло на смену после февральского переворота, провозгласило отвлеченные гуманные
принципы, отвлеченные начала
права, в которых не было никакой организующей силы, не было энергии заражающей массы.
Она хотела ему показать, что миллионы, в ее глазах, не все, что ее жених, хотя он и заурядный студент, и сын провинциального купца третьей гильдии, но у него есть
принципы, и он всегда способен поступиться своей свободой за то дело, которое считает
правым.
Фашизм глубоко противоположен
принципу формального легитимизма, он не хочет его знать, он есть непосредственное обнаружение воли к жизни и воли к власти, обнаружение биологической силы, а не
права.
Социализм в
принципе отрицает суверенитет народа, свободное изъявление воли народа и
право каждого гражданина участвовать в этом волеизъявлении.